Автор: Admin от 11.11.2011, 14:28
В космосе нашли "чистые" облака водорода со времен рождения Вселенной

Астрономы обнаружили "чистые" облака молекулярного водорода в ранней Вселенной, в которых отсутствуют значительные примеси тяжелых элементов.

В космосе нашли "чистые" облака водорода со времен рождения Вселенной
Компьютерная модель облаков, аналогичная обнаруженной. Иллюстрация Ceverino, Dekel, Primack

Американские астрономы впервые обнаружили в космосе облака "чистого" молекулярного водорода - самого древнего строительного материала Вселенной.

Ученые считают, что их открытие может потребовать пересмотра существующих теорий "металлизации" Вселенной - вполне возможно, что сверхновые распыляли тяжелые элементы не так эффективно, как считалось ранее.

"Астрономы потратили много десятилетий на поиск хотя бы одного объекта во Вселенной, в котором не было бы металлов. Несмотря на все усилия, мы наталкивались на барьер в 1 тысячную долю металлов, содержащуюся в нашем Солнце. Обнаруженные облака первичного газа содержат в десятки раз меньше металлов и являются "чистым" объектом во Вселенной", - заявил один из участников группы Ксавье Прочаска из университета штата Калифорния в городе Санта-Круз (США).

Группа астрономов под руководством Мишеля Фумагалли из университета штата Калифорния в городе Санта-Круз (США) обнаружила облака "чистого" первичного газа, изучая свечение квазаров J113418.96 +574204.6 и Q0956 +122 с помощью спектрометра HIRES на первом телескопе гавайской обсерватории имени Кека.

Квазары являются самыми яркими ядрами галактик, в центре которых находятся сверхмассивные черные дыры, которые "перемалывают" звезды и другие формы материи и выделяют часть полученной энергии в виде сверхмощных пучков излучения. Благодаря этому свет квазаров остается заметным даже через несколько миллиардов лет полета.

В частности, Фумагалли и его коллеги "поймали" свет квазаров, покинувший ядро ​​древних галактик еще в эпоху "детства" Вселенной, примерно 11,9 миллиарда лет назад, через 2 миллиарда лет после Большого Взрыва.

Ученые проанализировали спектр излучения этих объектов и выявили, что при движении свет квазаров встретило облака молекулярного газа с красным смещением 3,41 и 3,21, что соответствует расстоянию в 11,8 и 11,6 миллиарда световых лет.

По расчетам ученых, эти облака состояли из молекул "обычного" водорода и микроскопических количеств "тяжелого" дейтерия, а линии поглощения более тяжелых элементов отсутствовали.

Астрономы рассчитали степень ионизации этих "зародышей" звезд и оценили долю тяжелых элементов в их составе.

Доля металлов в первом облаке оказалась в тысячу раз ниже типичных значений для скоплений молекулярного газа, отдаленных на 10 миллиардов лет от Земли и больше, а во втором - в 100 раз.

Подобная концентрация металлов ассоциируется с так называемыми звездами популяции III, населявшими первые галактики. Сейчас ни одна такая звезда так и не была найдена учеными.

Соотношение водорода и дейтерия в этих облаках совпадает с теоретически предсказанными значениями, которые вычислены с помощью данных о ранней Вселенной, полученных американским зондом WMAP.

Как считают астрономы, "чистые" облака свидетельствуют о разных темпах металлизации ранних галактик - в некоторых регионах этот процесс шел быстрее, чем в других.